Исторический анализ эволюции концепции финансовых отношений показывает, что они сформировались в связи с появлением, существованием и функционированием государства как политического института организации и управления компанией, которая также играет роль мобилизации финансовых ресурсов, имеющихся в ее распоряжении, для обеспечения общественные интересы.
В современных обществах были продвинуты новые принципы организации общественной жизни, государство отводит ей разные роли, нежели признанные традиционным способом. Таким образом, применяя административную децентрализацию, государство признало право местных властей заниматься удовлетворением некоторых местных общественных потребностей и обеспечивать предоставление общественных услуг в интересах соответствующего сообщества. Это привело к появлению новых тем в докладах о мобилизации государственных ресурсов и появлению новой сферы финансовых отношений, называемой местными государственными финансами.
Местные государственные финансы постоянно переживают более или менее автономную эволюцию по сравнению с государственными финансами и имеют структуру доходов и расходов, координируемую местными бюджетами административно-территориальных единиц.
В современной доктрине большинство авторов признают в качестве структурных компонентов финансовых отношений: государственный бюджет (государственное, государственное и местное социальное страхование), государственные доходы , государственные расходы , государственные займы , местные финансы и финансовый контроль . В то же время считается, что они не являются частью структуры финансовых отношений: денежно-денежное обращение, денежное обращение, а также денежные отношения, устанавливаемые экономическими агентами с государственным капиталом при осуществлении ими своего объекта деятельности.
Специфическая структурная составляющая финансовых отношений в нашей стране представлена финансами государственных учреждений и специальных фондов.